«БЕРКУТ» РАЗДВИГАЕТ ГОРИЗОНТЫ - 27 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 27 » «БЕРКУТ» РАЗДВИГАЕТ ГОРИЗОНТЫ
16:34
«БЕРКУТ» РАЗДВИГАЕТ ГОРИЗОНТЫ
     Его поднял будущий Герой России летчик-испытатель Игорь Вотинцев 25 сентября 1997-го. А в октябре 2000-го экспериментальный С-37 «Беркут» с крылом обратной стреловидности стартует в сотый раз. На сегодня ОКБ Сухого завершило большой этап испытаний самолета, вызывающего по всему миру неподдельный интерес. Несомненно, полученные результаты будут использованы в проектах истребителей будущего. Истребителей, которые...
Впрочем, немного предыстории.
     Итак, «Беркут» стартует 25 сентября 1997-го. А в ноябре председатель подкомитета по тактической авиации комитета по национальной обороне конгресса США Курт Велдон отметил в «Нью-Йорк тайме»: «По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские пилоты могут столкнуться с противником еще более грозным, чем это ожидалось ранее. Россия продолжает осуществлять развитие технологий. Этот технологический "скачок" может дать русским значительный потенциал. Новый самолет позволит выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что называют "господством в воздухе"».
     Отметим, что в семидесятых годах в США приступают к реализации программы перспективного истребителя ATF, которая привела к появлению экспериментальных самолетов Локхид F-22 (впоследствии Локхид-Мартин YF-22A «Рэптор») и Нортроп YF-23. В Советском Союзе начинаются исследования по программе создания «истребителя девяностых» — И-90. Именно тогда определяется, что в общем комплексе требований к перспективному истребителю сверхманевренность (способность сохранять устойчивость и управляемость практически на любых углах атаки) является одним из приоритетов. Сверхманевренность фигурировала и в требованиях к истребителю ATF. Однако, столкнувшись с трудноразрешимыми задачами, американцы отчасти жертвуют маневренными возможностями.
Боевая же практика показывает, что ближний воздушный бой остается неизбежным. Да и при ведении дальнего ракетного боя, считают специалисты, преимуществом будет обладать тот, кто при последовательной стрельбе в разных секторах сумеет к моменту пуска быстрее сориентировать истребитель в направлении цели для более полного использования динамических возможностей своих ракет. В этих условиях особое значение имеют максимально высокие угловые скорости разворота и диапазон скоростей, в которых может быть применено оружие. Поэтому жесткие требования по маневренности для истребителя пятого поколения остаются неизменными, ОКБ Сухого, работавшее над программой истребителя Су-27, самого маневренного в мире, предложило самолет с крылом обратной стре¬ловидности — с высокими маневренными характеристиками на дозвуковых скоростях (в частности, способностью сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки до 60 и более градусов) и не уступающего лучшим истребителям на сверхзвуковых скоростях. Руководителем проекта — главным конструктором самолета назначается Михаил Погосян (с марта 1998 года — Сергей Коротков), общее руководство осуществлял генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов. В конце 80-х с привлечением других авиационных производственных объединений начинаются работы по подготовке к постройке экспериментальной машины.
  — В начале 90-х оборонные расходы России резко сократились, однако ОКБ приняло решение о продолжении работ, — говорит главный конструктор самолета С-37 Сер¬гей Коротков. — Мы исходили из необходимости сохранить передовые авиастроительные технологии. Ведь достаточно выпасть даже одному звену в цепи последовательной смены поколений боевой авиационной техники, и это обязательно приведет к потере способности самостоятельно разрабатывать и производить современные истребители. Именно так произошло с Германией, Великобританией и Японией, отставших на одно поколение от России, США и Франции.
     Весной 1997-го строится первый экземпляр С-37 «Беркут» — летающая лаборатория. Его «обжимают» на стенде, не доводя нагрузки до разрушающих. Тогда впервые в практике отечественного авиастроения отрабатываются методы, позволяющие с достаточно высокой точностью определять предельные прочностные характеристики конструкции, не ломая машину на статических испытаниях. Летом того же девяносто седьмого «Беркут» «переезжает» в Летно-испытательный институт имени Михаила Громова. В начале сентября начинаются скоростные пробежки, а 25-го, повторюсь, самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Вотинцевым, уходит в свой первый полет. Без сомнения, это стало ярким событием для российской авиационной промышленности. Для всей России. На сегодняшний день ОКБ Сухого с выходом С-37 на сверхзвуковые режимы полета завершило большой этап летных испытаний.
     Они, по мнению специалистов ОКБ, подтвердили расчетные преимущества крыла обратной стреловидности для маневренных самолетов. Полученные результаты превзошли предварительные оценки конструкторов. Самолет устойчив вплоть до очень больших углов атаки на дозвуковых скоростях и по маневренности значительно превосходит знаменитый Су-27. Как свидетельствует летчик-испытатель Герой Российской Федерации Игорь Вотинцев, проводящий летные испытания «Беркута», управление самолетом на проверяемых режимах остается легким и устойчивым.
     Крыло обратной стреловидности — самая яркая и эффектная внешняя особенность «Беркута», резко отличающая облик этой машины от всех других. Однако это далеко не единственное его достоинство. Планер самолета создан с использованием принципиально новых решений. Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности и свести к минимуму крепеж. Это облагородило аэродинамику и снизило массу. В конструкции «Беркута» реализованы и другие передовые технические решения и технологии. Он создавался под принципиально новые двигатели пятого поколения разработки АО «Люлька-Сатурн» (на опытном С-37 установлены двигатели Д-ЗОФ6). Новый комплект БРЭО, которым будет оснащен «Беркут», должен обеспечить автоматическое управление различными системами (в том числе системами с элементами искусственного интеллекта).
     Алгоритм решений по разработке, постройке и испы¬таниям экспериментального С-37 «Беркут», по мнению главного конструктора Сергея Короткова, отражает выбранную ОКБ Сухого стратегию поэтапного создания нового истребителя. Ряд заложенных в проект С-37 технических решений был сначала реализован на других самолетах фирмы. Постройка экспериментальной машины позволила сконцентрировать усилия коллектива на наиболее критических направлениях. Сегодня С-37 — инструмент, позволяющий раздвинуть горизонты в авиастроительных технологиях и обеспечить России революционный «прорыв в новое измерение». Авторитетные авиационные зарубежные специалисты отмечают, что российский само¬лет вышел на качественно новый уровень по сравнению со всеми истребителями, созданными в России и ранее в СССР. «Беркут» можно рассматривать как уникальную летающую лабораторию для отработки широкого круга передовых технических решений, которые будут использованы в конструкциях различных самолетов XXI века как военного, так и гражданского назначения.
     Сегодня следует сказать и о следующем. 18 сентября прошлого года в воздух впервые поднялся американский экспериментальный легкий многоцелевой истребитель Некоторые СМИ уже отмечают, что с появлением этой машины пятого поколения «русским вскоре нечего будет делать в воздухе и на мировом рынке авиационного оружия». Думается, что это преждевременные заявления.
— Американский самолет должен еще себя показать, — говорит Сергей Коротков. — «Беркут» же совершил сотни полетов. Мы отработали две программы испытаний и приступаем к третьей — расширяем технические ограничения. Время по созданию в России истребителя пятого поколения еще не упущено. ВВС должны определиться с обликом современной машины. Мы же свое слово скажем.
     Заметим, что разработка перспективного фронтового истребителя — в планах военного ведомства России. Более того, является одним из основных приоритетных направлений в развитии вооружений и военной техники на ближайшее десятилетие. Россия, безусловно, должна иметь свой истребитель пятого поколения в числе первых и не уподобляться державам, которые, «пропустив звено в цепи», выбыли из шеренги правофланговых мирового авиастроения. Успешно продолжающиеся летные испытания С-37 представляют крупный шаг по пути выполнения комплекса требований по перспективному истребителю. Парящий в небе «Беркут» с чарующими очертаниями доказывает способность российской авиационной промышленности разрабатывать современную авиационную технику и готовность конкурировать в будущем с ведущими зарубежными разработчиками. У ВВС России есть истребитель XXI века!


Читать еще


Категория: Профессия военный самолет | Просмотров: 1189 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031