ЯК 3 - 28 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 28 » ЯК 3
13:50
ЯК 3
     Серийные Як-3 появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений 1943 года. Первые же боевые испытания машины показали, что советекая и мировая авиация пополнились еще одним замечательным представителем.
     Статистика побед, симпатии фронтовых летчиков и, наконец, реакция вражеских пилотов — все свидетельствовало об этом. «На высоте 4,5 и даже 5 тысяч метров мы бьем противника как хотим, — рассказывали французские летчики полка «Нормандия — Неман», — Як-3 дает нам полное превосходство над немцами. Самолет обладает высокой маневренностью и необходимой быстротой. На Як-3 вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати...» Что же определило столь очевидный успех нового самолета?
     Противник имел в те времена достаточно сильную авиацию — следовательно, дело здесь не в легких победах над устаревшими истребителями немцев. Они непрерывно модифицировали свой Ме-109. Последовательные улучшения конструкции сохранили боеспособность машины на протяжении почти 10 лет.
     Як-3 так же, как и немецкий истребитель, был очень легким самолетом. Он весил с двигателем ВК-105ПФ 2650 кг. Опыт воздушной войны убедительно показал, что лишь такие машины способны выполнять задачи истребителя, работающего в непосредственном контакте с войсками. Это и определило конструктивные решения, сделавшие новый Як самым легким истребителем Второй мировой войны.
     Как часто бывает в технике, конструкторы при создании очередного, более совершенного образца оттолкнулись от уже проведенной конструкции.
     Предшественником Як-3 был Як-1 — истребитель, созданный накануне войны в конструкторском бюро А. Яковлева.
Задача коротко формулировалась так: создать еще более легкий, маневренный, скоростной самолет, с большой дальностью полета. Однако все эти улучшения должны быть получены недорогой ценой — машина по-прежнему остается простой в производстве.
     Уменьшение веса конструкции — не всегда следствие коренных фундаментальных ее изменений. Тщательный анализ веса каждого, даже самого незначительного, элемента дал в конце концов ощутимый выигрыш в десятки килограммов. Более серьезные переделки — сотни. И если в одних случаях требовался более точный прочностный расчет, то в других — уже серьезные исследовательские работы. Як-1, как и большинство наших истребителей, имел крыло из древесины. Замена деревянных силовых элементов металлическими приводит к более легкой и прочной конструкции, но заставляет решать новую задачу, ибо сочетание металла каркаса и дерева обшивки — дело не из легких. Однако это удалось: массивные деревянные лонжероны крыла заменили дюралюминиевыми, вес уменьшился, а внутренний полезный объем стал больше.
Здесь и разместили дополнительные топливные баки. Дальность полета резко возросла.
     Как удалось увеличить скорость? Конструкторы не прибегали к лобовому и, казалось бы, простому решению — установке более мощного двигателя. Они использовали резервы, таящиеся в аэродинамике самолета.
И в то же время переход к выпуску новой машины не составил особого труда — Як-3 был очень технологичен. «Конструкция неправдоподобно груба, с качеством сварки, соответствующей уровню деревенского кузнеца. В то же время внешняя отделка прекрасна и такая же, как у гоночных машин, — писал в 1956 году авторитетный авиационный журнал «Айрплейн». — Это машина, в которой полностью отказались от ненужного украшательства, налажена и построена с расчетом на жизнь в несколько часов, какой живет истребитель в военное время. Она полностью отвечала требованиям к таким машинам, в ней не было ничего лишнего». Неоценимым достоинством Як-3 была и простота его пилотирования. Этим качеством конструкторы самолетов иногда вынужденно поступались в пользу боевых свойств. Такие истребители при всей своей мощи в руках даже опытных асов не прощали им некоторых ошибок, особенно при взлете и посадке. Не таков был новый Як. Хорошая маневренность, простота в управлении сочетались в нем с очень мощным пушечным вооружением. Облегчение конструкции дало возможность поставить на одной из модификаций Як-3 37-миллиметровую пушку, стреляющую через втулку винта. Пулеметы были заменены двумя пушками калибра 20 миллиметров. И конечно, в громадной мере успех Як-3 определен авиамотором Вк-105ПФ советского конструктора В. Климова.
     За годы войны советскими авиаконструкторами были разработаны десятки типов самолетов и авиадвигателей. Конечно, в боях принимали участие не все из них, но количество запущенных в серию, то есть признанными удачными и эффективными, авиадвигателей самолетов вызывает уважение. Страна, потерявшая свои главные производственные мощности, вынужденная эвакуировать десятки и сотни заводов за тысячи километров, в условиях, когда фронт требовал ежедневно боевых самолетов, сумел запустить в серию 25 новых типов машин, 23 типа двигателей. Выдающийся подвиг наших конструкторов, летчиков-испытателей, рабочих авиапромышленности!
Категория: Великая отечественная | Просмотров: 1179 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 5.0/1

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031