КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - 26 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 26 » КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
16:25
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
     В-2 оснащен четырьмя бесфорсажными ТРДД F118, воздухозаборники и сопла которых расположены на верхней поверхности крыла, что снижает возможность обнаружения самолета средствами наземных РЛС. Отсек экипажа и вооружения начинается в верхней передней части крыла и плавно сходит на нет к задней его кромке. Кабина рассчитана на двух членов экипажа, сидящих рядом, и оборудована вертикально-катапультируемыми креслами. По словам представителей ВВС США, «невидимость» В-2 означает, что ему не нужно быстро прорываться в воздушное пространство противника, как другим бомбардировщикам. Вместо этого В-2 может неторопливо наводиться через разведспутники прямо на ракетные комплексы, а затем самостоятельно уходить из-под удара средств ПВО. Для быстрого распознавания цели В-2 применяет специальную РЛС, которая «освещает» лишь небольшую площадь непосредственно в районе атаки, а потом производит бомбометание ядерными бомбами или ракетами. Первый полет В-2 состоялся 17 июля 1989 года. Контрольные испытания по проверке «невидимости» самолета и отработке технологий, обеспечивающих его неуязвимость для средств ПВО, начались 30 октября 1990 года, а летные испытания планировалось проводить до 1995 года. Первый самолет был принят на вооружение ВВС США в декабре 1993 года. А к концу 1995 года предполагалось сформировать из этих самолетов 509-е бомбардировочное крыло на авиабазе Уайтмен. Однако первоначальный заказ на 132 машины вначале сократили до 75, а позднее до 20 боевых самолетов.
В чем секрет успеха самолета-невидимки «Стеле»? Он превратил основное достоинство локационных систем в их недостаток. Суть в следующем. Сегодня для обнаружения целей используются дециметровые и сантиметровые волны. Стремление сокращать длину волны объяснимо: чем она короче, тем с большей точностью распознаются координаты цели. Если, конечно, она хорошо отражает пришедший сигнал...
     В самых общих чертах это можно объяснить так. Расстояние до цели рассчитывается, исходя из времени возврата посланного сигнала. Очевидно, чем импульс шире, тем время фиксируется с меньшей точностью. Следовательно, с большей погрешностью вычисляется местоположение цели.
Что касается точности, с которой измеряется направление на объект, то она зависит от формы луча локатора. Желательно сделать его узким. Для этого в антенне должно укладываться как можно меньше излучаемых длин волн.
     Металлический корпус «Стелса» обшивают специальным материалом, взаимодействуя с которым электромагнитная волна теряет энергию. Причем чем выше частота зондирующего сигнала, тем больше потери и тем проще создавать покрытия. Дело в том, что в этом случае путь, проходимый волной в защитном слое, достаточно велик. А значит, значительно и число препятствий, встречаемых ею в материале.
     Итак, существенно ослабленная волна добирается до корпуса самолета, отражается и возвращается назад. Причем вновь теряет энергию. Поэтому до приемной антенны сигнал от цели фактически не доходит. Или он настолько слаб, что мало отличается от помех. Снижают энергию воз¬вращающегося сигнала и за счет выбора формы самолета: она делается обтекаемой, сплющенной, чтобы предельно уменьшить углы отражения.
     Но раз главная причина недосягаемости «Стелса» — в энергетике, надо так увеличить мощность локатора, что¬бы «пробить» любое покрытие, превращающее самолет в невидимку. Но подобных устройств только для российских границ требуется столько, что, наверное, энергии всех электростанций не хватит, чтобы обеспечить их работу. Поэтому и не годятся для «Стелсов» традиционные способы распознавания. Нужны новые, более дешевые.
     И их удалось найти. Помогла современная вычислительная техника. Сегодня можно подобрать такие режимы обработки информации, что, используя достаточно длинные волны, получают погрешность обнаружения почти такую же, как и у локаторов дециметровых и сантиметровых волн. Конечно, и длинную волну можно ослабить в защитном слое, но тогда его толщина должна быть очень значительной.
Надо подчеркнуть, что новые локаторы не заменяют традиционные. У них свои обязанности — распознавание объектов набольших расстояниях, примерно 500—900 км, где особо высокая точность не требуется. Она необходима только при нацеливании ракет на приближающегося про¬тивника, когда до него остается 50—100 км. А до того момента системам ПВО вполне достаточно той информации, которую выдают новые системы.
     Кроме того, у локаторов ПВО сравнительно небольшое поле зрения, и, чтобы просканировать все пространство, требуется много времени. Столько, что цель может пролететь мимо необнаруженной. Задача системы «Резонанс» сообщить ракетчикам предварительную наводку. Тогда они заранее сосредоточат наблюдение в нужном направлении.
     И еще. «Резонанс» недаром так называется. Он не толь¬ко излучает длинные волны, но еще использует явление резонанса. В результате отраженный от цели сигнал даже усиливается.
     Эта важная особенность его работы, во-первых, позволила намного снизить потребление локатором энергии, во-вторых, не просто обнаруживать самолеты, находящиеся на больших расстояниях, но и идентифицировать их. Теперь можно сообщить ракетчикам, какой движется объект: бомбардировщик, ракета, истребитель, вертолет, спортивная машина, на которой Руст прилетел в Москву.
Или такая задача: противник обнаружен, но какова его численность — один, два, группа? Если, например, самолеты летят достаточно близко друг от друга, то разрешающая способность нынешней техники не позволяет ответить на это. «Резонансу» подобное под силу за счет того, что он улавливает даже небольшие изменения скорости. Если у двух самолетов-соседей она одинакова, то на экране локатора их не различишь. Но стоит одному попасть в воздушную яму, то принимаемый сигнал раздваивается. То есть система начинает пересчитывать объекты.
     Сегодня воздушное пространство нашей страны охраняется с помощью мощных высокочастотных радиолокаторов. Стоимость каждого составляет миллиарды рублей. Цена «Резонанса» в десятки раз ниже. Он не имеет подвижных элементов, и его фазированная антенна сделана из обычных металлических труб. Поэтому у него выше надежность, он легче, меньше, проще в эксплуатации. Небольшие габариты и несложная аппаратура позволяют вообще по-иному строить всю систему наблюдения. Например, создать летающие локаторы. При высоте подъема 25 км они имеют радиус обзора 500 км. Это существенно сокращает их общее количество и дает возможность просматривать территорию противника на достаточную глубину.
     Такого рода системы сегодня известны — самолеты типа «АВАКС». У них антенна посажена на уже изготовленную машину.


Читать еще

Категория: Удивительные самолеты | Просмотров: 1105 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031