ПЕРВЫЙ ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ «ШТОПОР» - 28 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 28 » ПЕРВЫЙ ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ «ШТОПОР»
12:47
ПЕРВЫЙ ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ «ШТОПОР»
     Во время Первой мировой войны самолет эксплуатировали очень широко, используя его и для сбрасывания бомб, и впоследствии для уничтожения самолетов противника в полете. Летчики всего мира — и союзники, и немцы — хорошо освоили пилотирование самолета в первые годы войны. Однако у него оставалась одна неразгаданная тайна — это удивительное самопроизвольное движение, называвшееся «штопор». Это было самовращение самолета вокруг его продольной оси в комбинации с крутым спуском носом книзу. При этом аппаратом было очень трудно управлять... Переход в это самопроизвольное вращение осуществлялся внезапно, при полете на предельно малой скорости. Как говорили, срыв в «штопор» проходил у разных самолетов по-разному, а выход из него был, как правило, для всех аппаратов сложен... Немало летчиков по обе стороны фронта гибли, не выйдя из штопора.
     Первое упоминание в истории русской авиации фигуры высшего пилотажа — преднамеренный штопор и выход из него — относится к маю — июню 1915 года. Над аэродромом, расположенным между местечком Ирена и одним из фортов крепости Иван-город (ныне Демблин, Польша), знаменитый летчик лейтенант В.В. Дыбовский производил полеты на самолете «Моран-Ж» с ротативным мотором в 70—80 л. с, «показывая мертвые петли, сколь¬жение на крыло и штопор». Было ли это безрассудное лихачество военного летчика, по чистой случайности оставшегося в живых, или все-таки пилотаж основывался на тонком расчете — неизвестно. Вообще же принято считать, что первым обосновал и выполнил выход из штопора К.К. Арцеулов.
     Вот как описывает летчик-испытатель И. Шелест первый смелый эксперимент русского летчика по освоению этой, теперь уже обычной фигуры высшего пилотажа:
«Разговор о штопоре нужно начинать с имени К.К. Арцеулова. Осенью 1916 года он, пользуясь лишь своими расчетами, ввел истребитель "Ньюпор" в преднамеренный штопор и, главное, сумел вывести из него. Это была мировая сенсация.
     Не однажды, вращаясь, падал самолет, оставляя в небе закрученный штопором след дымка, вызывая страх перед неизбежной катастрофой. Возможно, именно это падение с вращением, будто самолет ввинчивается в воздух, в землю, и побудило назвать явление штопором. Несмотря на быстрый спуск при штопоре, его вполне можно назвать падением — такой режим полета возникает при потере скорости.
     Самолет в воздухе остановиться не может. Есть какая-то минимальная скорость, когда он способен, пошатываясь, продолжить свой полет. Если ее уменьшить, самолет теряет скорость и сваливается на крыло или на нос — положение, предшествующее штопору. После первого летного эксперимента летчика К.К.  Арцеулова стало ясно, что вывод из штопора возможен. Ученые и летчики начали исследовать штопор и на бумаге, и в полете. Разработали специальную штопорную аэродинамическую трубу, расположенную вертикально, в которой научились проверять способы вывода самолета из штопора на его миниатюрных моделях.
     Это все осуществлялось в конце двадцатых — в тридцатые годы. Уже в то время конструкторы научились создавать такие самолеты, которые по желанию летчика довольно послушно выходят из штопора, если он вольно или невольно возник.  Сейчас, перед тем как построить новый образец самолета, обычно испытывают на штопор его точную, динамически подобную модель и приближенно говорят, каков будет характер штопора, как быстро наступит режим самовращения и, наконец, как нужно будет действовать летчику рулями, чтобы самолет быстрее выходил из штопора. Не лучше ли, однако, создавать такие самолеты, которые совсем не подвергались бы этому неприятному явлению?
     Самолеты, не входящие в штопор совсем или делающие это крайне неохотно, при особых стараниях летчика, в настоящее время имеются. Однако такие машины не всегда можно создать без ущерба иным летным качествам».
     Во всех этих сложных проблемах стало возможным разобраться мировой авиационной науке и леткой практике только благодаря тому, что однажды человек победил штопор — преднамеренно ввел самолет в штопор и вышел из него...
Категория: Впервые в русской авиации | Просмотров: 1080 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031