ПУЛЕМЕТЫ И КАРТЕЧННЦЫ - 27 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 27 » ПУЛЕМЕТЫ И КАРТЕЧННЦЫ
16:50
ПУЛЕМЕТЫ И КАРТЕЧННЦЫ
     Для того чтобы понять пути развития авиационного вооружения, нужно хотя бы вкратце разобраться в основах устройства и действия автоматического оружия.
Какое же оружие является автоматическим? Мало того, что оно может стрелять без непосредственного участия стрелка. Дело в том, откуда оружие берет энергию, необходимую для приведения в действие механизмов перезаряжания. Если питание энергией осуществляется от постороннего источника, например электромотора, то оружие называется механизированным. Если же для работы механизмов перезаряжания используется энергия, развиваемая пороховыми газами при выстреле, то оружие — автоматическое.
     Во втором случае энергия является почти даровой, так как лишь часть ее (около 30 процентов) превращается в кинетическую энергию снаряда, а остаток может безо всякого ущерба использоваться для перезаряжания оружия. Казалось бы, автоматическое оружие должно быть проще, надежнее, экономичнее и, следовательно, предпочтительнее для применения в авиации, чем механизированное. Но не будем спешить с выводами.
     Первым образцом механизированного оружия можно считать картечницу Р. Гатлинга, запатентованную им в 1862 году. Это было многоствольное оружие, стволы которого (шесть или восемь) устанавливались параллельно друг другу на вращающемся барабане (как гнезда в барабане обычного револьвера). Каждый ствол имел свой затвор и стреляющий механизм. За один оборот барабана у каждого ствола (последовательно) открывался затвор, извлекалась стреляная гильза, новый патрон досылался в патронник, срабатывал стреляющий (ударный) механизм. Таким образам, 6 или 8 (по числу стволов) выстрелов за оборот барабана. Барабан вращался посредством приводной (как у мясорубки) рукоятки.
     Питание картечницы осуществлялось из коробчатого магазина, расположенного над оружием. Патроны проваливались в приемник под действием собственного веса.
Обслуживать картечницу Гатлинга должны были по меньшей мере два человека. В то время как один крутил приводную рукоятку, другой наводил оружие.
     Такая картечница (в десятиствольном варианте) была на вооружении русской армии и применялась во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Ока была сконструирована под патрон X. Бердана, весила с лафетом 224 кг, имела скорострельность около 300 выстрелов в минуту и перевозилась на конной тяге.
С появлением автоматических пулеметов (или просто пулеметов) картечницы, казалось, навсегда ушли в прошлое. Но так только казалось...
     Вернемся к автоматическому оружию. Способ использования энергии пороховых газов для приведения в действие механизмов перезаряжания может быть различным. Будем рассматривать только системы, нашедшие применение в авиации.
     Самыми простыми из систем автоматического оружия являются системы с отдачей свободного затвора. Свободным называется затвор, не имеющий никакого сцепления со стволом, а лишь прижимаемый к казенной части ствола пружиной, которая называется возвратной. Во время выстрела газы, образующиеся при горении зерен порохового заряда, давят на дно снаряда, дно канала ствола, образуемое дном гильзы, подпертой затвором, и на стенки гильзы. Под давлением пороховых газов, передаваемым через дно гильзы, а затем по инерции затвор зместе с гильзой отходит от ствола, сжимая пружину; при этом гильза удаляется из оружия, после чего под действием разжимающейся пружины затвор возвращается обратно, захватывая по пути очередной патрон и досылая его в патронник. Оружие готово к следующему выстрелу.
     Особенность работы оружия с отдачей свободного затвора заключается в том, что отход (отдача) затвора вместе с гильзой от ствола начинается с момента развития давления пороховых газов. Это же давление раздувает гильзу и прижимает ее к стенкам патронника, что вызывает силу трения, задерживающую движение гильзы.
     Если гильза слишком длинна, то сила трения оказыва¬ется столь большой, что гильза не выдерживает и разрывается.
     Затвор отходит от ствола приблизительно во столько раз медленнее, во сколько раз он тяжелее снаряда. Поэтому, если бы мы захотели создать пулемет со свободным затвором под обычный винтовочный патрон и потребовали бы, чтобы к моменту, когда пуля покидает канал ствола, затвор отошел бы назад не более чем на один миллиметр, нужно было бы делать затвор весом 5 кг. А ведь это половина веса авиационного пулемета со всеми механизмами и приспособлениями!
     Ясно, что системы со свободным затвором можно применять лишь в оружии, имеющем короткую гильзу и, следовательно, маломощный патрон. Таковы пистолеты Д. Браунинга и прославленный пистолет-пулемет Г. Шпагина (ППШ). Это оружие, между прочим, во время Великой Отечественной войны неправильно называли автоматом (под автоматом следует понимать оружие, стреляющее винтовочным патроном, а ППШ стрелял пистолетным). Но были и автоматические пушки со свободным затвором, правда, под слабый патрон. Это двадцатимиллиметровые пушки «эрликон», которые ставились на немецкие истребители во время Великой Отечественной войны. Их дальнобойность и начальная скорость снаряда оставляли желать лучшего.
     Совершенно очевидно, что при применении мощного патрона затвор должен прочно соединяться со стволом и отпираться лишь тогда, когда давление пороховых газов не будет у лее угрожать прочности гильзы. Так устроено большинство образцов автоматического оружия. Конструкции, обеспечивающие отпирание и запирание затвора, чрезвычайно разнообразны. Рассмотрим их на характерном примере пулемета X. Максима (этот пулемет с незначительными изменениями состоял на вооружении советских самолетов).


Читать еще

Категория: Оружие самолетов | Просмотров: 1145 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031