САМОЛЕТЫ-ДОЛГОЖИТЕЛИ - 28 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 28 » САМОЛЕТЫ-ДОЛГОЖИТЕЛИ
12:40
САМОЛЕТЫ-ДОЛГОЖИТЕЛИ
     Авиация — самая молодая отрасль транспортной техники, поэтому темпы ее развития были всегда очень высокими. Каждые пять лет приносили большие летные Достижения. Значит, одна конструкция самолета, интенсивно совершенствуясь, быстро сменяла предшественника... Так было все годы развития авиации.
     Однако в истории самолета бывали и исключения. Встречались самолеты-долгожители. Иногда конструкторам самолетов удавалось создать такую удачную конструкцию, так хорошо выполняющую свои задачи и столь необходимую в жизни, что этот летательный аппарат надолго задерживался в авиации гражданской или военной. Таких крылатых долгожителей не так много — их всего два-три типа аппаратов, пролетавших на своем служебном посту до 30—40 лет. Мы, конечно, имеем в виду не срок службы данного экземпляра самолета, а общее время эксплуатации типа самолета от момента создания первого опытного экземпляра до окончания эксплуатации последнего серийного образца. Какие же конструкции были такими самолетами-долгожителями? В первую очередь — это учебный двухместный самолет У-2 со звездообразным мотором в 100 л. с. После смерти его главного конструктора H.H. Поликарпова этот самолет стал называться По-2.  Основное преимущество По-2 — это предельно низкая стоимость производства, замечательные взлетно-посадочные свойства, в частности, небольшой разбег, хорошие пилотажные особенности и полная безопасность полета. Этот замечательный биплан, сделанный в основном из дерева, был создан в первом, опытном экземпляре в 1928 году. В этом же году он был экспонирован на первой международной авиавыставке, где принимала участие наша страна, — ИЛА в Берлине.
     У-2 оказался самым лучшим в мире учебным самолетом. На нем обучались летать все наши летчики, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны. Удиви¬тельный самолетик У-2 с большим успехом использовался на фронте и как ночной бомбардировщик, и как разведчик, был также незаменимым штабным самолетом связи. В Польше его строили серийно по лицензии под названием С-13. Позднее он строился серийно и в Югославии. Более пятидесяти лет летной жизни По-2 — это рекордное время эксплуатации образца самолета.
     Вторым самолетом по долголетию является транспортный двухмоторный низкоплан типа Ли-2. Интересна история его создания. В 1929 году наши летчики CA. Шее-таков, Ф.Е. Болотов, Б.В. Стерлигов и Д.В. Фуфаев на самолете конструкции А.И. Туполева АНТ-4 «Страна Советов» совершили перелет в период с 23 августа по 30 октября Москва — Нью-Йорк протяженностью 21 242 км за 137 летных часов. Самолет АНТ-4 был первым в мире серийным цельнометаллическим низкопланом. Во время этого перелета весь мир убедился в целесообразности такой схемы для двухмоторного самолета. Американские самолетостроители были в восторге от инженерного решения АНТ-4.
     Вскоре после перелета АНТ-4 в 1932 году в США были созданы два самолета-низкоплана, по схеме напоминающие АНТ-4 и являющиеся дальнейшим его развитием. Это «Боинг-247» и «Дуглас ДС-1». «Дуглас» оказался на редкость удачным самолетом. При двух двигателях, по 850 л. с. каждый, с 20 пассажирами, он развивал скорость полета 340 км/ч. На этом самолете в 1935 году был установлен мировой рекорд скорости по замкнутой кривой протяженностью 5000 км — 272 км/ч.  В конце 1932 года строится улучшенная модификация «Дуглас ДС-2» на 17 человек с комфортабельным салоном для пассажиров. Спустя три года фирма «Дуглас» запускает в производство третью модификацию самолета — свой знаменитый ДС-3, рассчитанный на перевозку 21 пассажира со скоростью до 340 км/ч. Самолет этот удовлетворял всем основным требованиям к транспортным самолетам тех времен. Его сразу же запустили в серию для авиалиний США. Кроме того, лицензию на его серийную постройку приобрела наша страна и Япония.
     У нас после небольших конструктивных изменений этот самолет под названием Ли-2 долгое время строился серийно. Самолеты Ли-2 принимали большое участие в боевых военно-транспортных и десантных операциях во время Великой Отечественной войны.
    Всего во всем мире было построено около 15 тысяч самолетов типа Ли-2, ДС-3 и их модификаций. Этот самолет летает и сейчас на многих авиалиниях мира.
     Из самолетов с убирающимися шасси Ли-2 самая долговечная машина — она уже служит 38 лет. Третьим самолетом-долгожителем является немецкий транспортный трехмоторный самолет «Юнкере 10-52». Он был создан в 1931 году опытным немецким авиаконструктором Э. Цинделем.  Долговечность этого самолета, однако, была вызвана не столько хорошими летными и эксплуатационными данными, сколько рядом специфических обстоятельств, связанных с работой авиапромышленности  Германии и Испании. С тремя двигателями по 760 л. с. Ю-52 перевозил 17 пассажиров со скоростью до 300 км/ч. Но уже к началу Великой Отечественной войны он стал, по существу, устаревшей машиной. Только вследствие предельной простоты конструкции и соответственно весьма низкой стоимости Ю-52 долгое время держался в серийном производстве. Основной потенциал авиационной промышленности Германии был направлен на создание самолетов агрессивной войны — бомбардировщиков и истребителей. На скоростные транспортные самолеты средств у гитлеровского рейха не хватило. Именно поэтому дешевый в производстве Ю-52 и строился в крупной серии. Во время Великой Отечественной войны наши летчики сотнями сбивали военно-транспортные Ю-52, начисто срывая воздушные перевозки живой силы и военной техники гитлеровцев.
     Испания приобрела лицензию на серийное изготовление Ю-52: вследствие отсутствия авиапромышленности в Испании завод, изготавливавший Ю-52, построенный немцами во время войны, продолжал свою работу еще двадцать лет после ее окончания. Самолеты Ю-52 эксплуатировались в Испании на авиалиниях и в армии вплоть до 1965 года. Таким образом, благодаря сложившимся обстоятельствам этот неуклюжий «летающий троллейбус» летал 34 года — срок достаточно большой для самолета.
Категория: Впервые в русской авиации | Просмотров: 1071 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031