УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ - 27 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 27 » УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ
16:41
УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ
     Вторая мировая война породила много новых видов оружия. Одним из них были управляемые ракеты. Исторически сложилось так, что сначала появились ракеты класса «земля — земля», затем — «земля — воздух», то есть зенитные. Лишь после того как удалось создать относительно легкие и небольшие ракеты, ими стали вооружать самолеты. Но это произошло уже после войны.
     Что же такое управляемая ракета класса «воздух — воздух»? Ее основное назначение — донести до самолета противника свою боевую часть и взорвать ее в непосредственной близости с целью. Современные системы наведения не могут обеспечить попадания ракеты прямо в воздушную цель, хотя при испытаниях прямые попадания наблюдаются сплошь и рядом. Но промах в 10 метров — вещь вполне реальная. Поэтому боевая часть ракет «воздух — воздух» — осколочного действия. Обычно она делается в виде стального стакана, внутри которого помещен боевой заряд. На поверхности стакана проточены винтовые канавки встречного вращения, по которым стакан при взрыве разлетается на одинаковые ромбовидные осколки. Обтекатель, прикрывающий боевую часть, делается слабым и легким, чтобы меньше препятствовать разлету осколков.
     Понятно, что чем мощнее, а, следовательно, и тяжелее боевая часть, тем больше должна быть ракета, тем меньше ракет может нести самолет. Поэтому пытаются создать мощные боевые части при малом весе, применяют самые сильные, пусть дорогие, взрывчатые вещества, тщательно изучают путем дорогостоящих экспериментов действие осколков на самолет, чтобы определить оптимальный вес осколка. Ведь чем меньше осколок, тем слабее его действие, зато осколков больше.
     Управляемая ракета летит к цели по сложной криво линейной траектории. Наиболее простой система управления получается тогда, когда ракета все время смотрит носиком на цель. Если цель движется прямолинейно и равномерно, ракета описывает в пространстве кривую, которая называется в математике «кривой погони». Именно так собака преследует зайца. Цель же пытается уклониться от встречи с ракетой, и траектория ракеты еще более усложняется.
     Чтобы настигнуть цель, ракета не только должна иметь скорость большую, чем преследуемый самолет, но должна совершать резкие маневры. Поэтому ракеты «воздух — воздух» имеют крыло и двигатель, являясь, по существу, беспилотными самолетами. Однако по внешнему виду ракета сильно отличается от самолета.
     Во-первых, нет взлетно-посадочных приспособлений: ракета — летательный аппарат одноразового применения.
     Во-вторых, не нужны механизация крыла и крыло сложной геометрии — весь путь ракета совершает на сверхзвуке.
     И наконец, если у современного самолета одно крыло, то у ракеты, как правило, два, и они расположены крест-накрест.
     Дело в том, что подъемная сила направлена по перпендикуляру к плоскости крыла. Если самолету необходимо совершить горизонтальный маневр, то есть попросту повернуть в сторону, ему для создания боковой силы нужно накрениться внутрь поворота так же, как это делает велосипедист. Можно заставить и ракету лететь таким же образом, но при этом сильно усложняется автопилот, который при повороте должен еще накренить ракету в нужную сторону на нужный угол. Оказывается, проще поставить второе крыло, и ракета получает возможность совершать все эволюции, не накреняясь.
     В зависимости от взаимного расположения рулей и крыльев ракеты, как и самолеты, делятся на «утки» (рули впереди крыльев), так называемые «нормальные схемы» (рули позади крыльев) и бесхвостки. Встречаются и «тандемы» (одна пара крыльев позади другой).
     Рули поворачиваются рулевыми машинками, получающими команды от автопилота. Машинки бывают самых разнообразных конструкций, очень часто — пневматические. По конструкции они похожи на паровую машину и имеют цилиндр, поршень и шатун» На коленчатом валу насажен руль. Подавая воздух то по одну, то по другую сторону поршня, можно удерживать руль в любом заданном положении. Понятно, что рулевые машинки никогда не делают полного оборота. При применении пневматических рулевых машинок ракета несет баллон со сжатым воздухом. Если же ставят электрические машинки, то ракета до л лена иметь мощные источники электропитания.
     Типы двигателей, применяемые на ракетах «воздух — воздух», также разнообразны, но преобладают твердотопливные (пороховые) ракетные двигатели. Они похожи на описанные выше двигатели неуправляемых ракет, но задачи у них сложнее. Нужно сначала разогнать ракету до расчетной скорости (это делает стартовый двигатель), а потом поддерживать эту скорость относительно малой тягой. Поэтому ракеты часто имеют два двигателя — стартовый и маршевый, хотя встречаются ракеты, обходящиеся и одним. В этом случае ракета за две-три секунды разгоняется до максимальной скорости, а затем переходит на планирующий полет.
     Вес топлива составляет значительную часть веса ракеты. По мере выгорания его смещается центр тяжести ракеты, что ухудшает устойчивость и управляемость ракеты.
     Чтобы уменьшить смещение центра тяжести (изменение центровки, как говорят в авиации) во время полета, стремятся расположить двигатель в середине ракеты.
Мы уже ознакомились с двумя отсеками управляемой ракеты «воздух — воздух» — боевым и двигательным. Остался третий — приборный, где размещаются системы наведения и управления.
     Развитие систем наведения описываемых ракет содержит две противоположные тенденции. Первая из них заключается в том, чтобы максимально упростить ракету, разместив систему наведения на самолете-носителе. На ракете при этом остается лишь приемник, передающий автопилоту управляющие команды, поступающие с ракетоносца.
     Ракета становится проще, легче, дешевле. С другой стороны, система наведения, находящаяся, как уже сказано, на самолете, может использовать сложные законы управления и быть хорошо защищенной от помех. Не исключено здесь и применение бортовых вычислительных машин. Возможность многоразового использования системы наведения, которая не гибнет вместе с ракетой, еще больше удешевляет комплекс вооружения.
     Но у этой системы есть и недостатки. Так, прекращение потока управляющих сигналов на любом этапе полета ракеты ведет к ее потере и невыполнению полетного задания.
     Следование второй тенденции требует полной автономии ракеты после схода ее с направляющих. Обычно такие ракеты имеют инфракрасные системы самонаведения, ориентирующиеся на сопловые струи двигателей атакуемого самолета.
      При перехвате летчик атакующего самолета наводит свою машину на цель и включает систему наведения. Убедившись в том, что она поймала цель, а дистанция до атакуемого самолета не превышает дальности полета ракеты (об этом сигнализируют цветные лампочки на пульте управления), летчик нажимает кнопку «Пуск». Затем в зависимости от уровня автономности ракеты можно либо прекратить атаку и отвести самолет в сторону, либо в той или иной степени продолжать следить за целью и управлять выпущенной ракетой.
     Применение управляемых ракет существенно изменило тактику воздушного боя. Раньше, во время господства пушечно-пулеметного вооружения, противники стремились сблизиться, чтобы расстрелять друг друга в упор. Маневрирование должно было дать возможность обстрелять противника и уклониться от его огня. Теперь ракеты сбрасываются на большом расстоянии, вне сферы оборонительного огня противника. При современных скоростях военных самолетов перехватчик после промаха часто не может повторить атаку.
     Управляемые ракеты — могучее, но не универсальное вооружение самолета.
В самом деле, это лишь наступательное, но не оборонительное оружие. Ракету можно сбрасывать лишь вперед по направлению полета. В этом случае крыло с самого начала несет ракету, и можно быть уверенным, что она не опрокинется.
Далее, ракеты не могут быть использованы в ближнем бою. Ракете нужно определенное время, чтобы войти в режим преследования, и на малых расстояниях промах будет слишком велик.
     И наконец, помехи. Если выпущенный из пушки снаряд уже ничто не уведет с его пути, то ракету на ее траектории ожидают тысячи опасностей. Мощным источником помех является земля. В условиях близости земли система наведения не сможет удержать даже пойманную цель. Поэтому область применения управляемых ракет — средние и большие высоты. А ведь именно поэтому, а также из-за того, что на малых высотах резко снижается эффективность зенитной обороны, высоты бреющего полета стали чрезвычайно привлекательными для военной авиации.
Но и на больших высотах не все благоприятствует управляемым ракетам. Бич ракет с инфракрасной системой наведения — солнце. Стрелять можно только в сторону от него. В противном случае, игнорируя слабый сигнал сопловых струй цели, ракета повернет в сторону.
     До сих пор мы говорили лишь о естественных помехах. Но есть и искусственные. Атакуемая цель отчаянно защищается. Она сбрасывает ложные тепловые очаги и радиолокационные цели, ее радары работают на полную мощность.
Таким образом, не исключены случаи, когда перехватчик-ракетоносец может оказаться безоружным. И здесь приходит на помощь ствольная авиационная артиллерия. Она особенно эффективна на малых дистанциях, ей не страшны помехи и близость земли. Еще не сказано ее последнее слово и в увеличении мощности огня.
Сила современного военного самолета — в гармоничном сочетании ракетного и пушечно-пулеметного оружия.


Читать еще

Категория: Оружие самолетов | Просмотров: 1072 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031