ВЕЛИКАНЫ И КАРЛИКИ - 26 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 26 » ВЕЛИКАНЫ И КАРЛИКИ
16:36
ВЕЛИКАНЫ И КАРЛИКИ
     Когда интенсивно развивается любая отрасль техники, то возникает стремление у ее создателей строить машины самые большие и самые маленькие. Крупные машины вызывают интерес из-за предельно большой их грузоподъемности, а предельно малые предназначаются обычно для частного пользования. Такой принцип подхода к созданию больших и малых машин остается одинаковым, будет ли это трактор, подъемный кран, автомобиль, самолет, вертолет, подводная лодка или корабль.
После Первой мировой войны, начиная с 20-х годов, во всех странах мира начала интенсивно развиваться авиация, и с тех пор самолетостроители создают время от времени самолеты-великаны и самолеты-карлики. Интересно проследить, как же развивались размеры и веса самолетов-гигантов. Можно сказать, что как в эпоху поршневых моторов, до 1950 года, так и сейчас, во время турбореактивных и турбовинтовых двигателей, были и есть две группы самолетов-великанов: одна из них — это уникальные самолеты, выпускавшиеся в небольшом числе экземпляров, и вторая группа — «рабочие» самолеты, бывшие в широкой эксплуатации на линиях или в армии.
     Самым большим самолетом в мире была летающая лодка «Геркулес», построенная американским миллионером Говардом Хьюзом и испытанная им в сентябре 1947 года. Размах крыла «Геркулеса» составлял 97,5 м, он имел восемь моторов, по 3000 л. с. каждый, и был рассчитан на перевозку 750 пассажиров. Взлетный вес самолета с полной загрузкой предполагалось довести до 225 т, а в первом и единственном полете вес его составлял примерно 124 т. «Геркулес» был выполнен в основном из дерева. Предполагалось таким образом сократить стоимость его производства. После первого отрыва от воды и подъема на высоту... 21 м, и полета при этом в течение 60 с конструктор самолета, он же его летчик-испытатель, Говард Хыоз, потерял интерес к этому рекламному гиганту. Как это ни удивительно, но потерял к нему интерес и заказчик этого «летающего теплохода» — сенат США. «Геркулес» простоял в бухте Лонг-Бич до тех пор, пока не сгнил его корпус в конце 50-х годов. Так закончилась жизнь самого большого в мире самолета...
     Из числа самолетов, летавших более длительное время, самым большим был АНТ-20-бис конструкции А.Н. Туполева. Это шестимоторный цельнометаллический пассажирский гигант, построенный в 1939 году и рассчитанный на перевозку 90 пассажиров. Его размах крыла был 64 м, он имел 6 моторов, по 1000 л. с. каждый. Полетный вес составлял 44 т. Самолет этот, построенный в нескольких экземплярах, эксплуатировался до конца 1940 года на линии Москва — Минеральные Воды и долгое время считался самым большим самолетом в мире.
     В 1945 году рекордные размеры АНТ-20-бис были превзойдены английским цельнометаллическим самолетом «Бристоль-167 Брабазон-1». Самолет, рассчитанный на перевозку 224 пассажиров, при размахе крыла 70,1 м имел четыре пары двигателей, по 2500 л. с. каждый. Двигатели эти вращали четыре воздушных винта. Совершенные аэродинамические формы самолета и убирающееся в по¬лете шасси — все это позволяло думать, что гигант будет с успехом работать на авиалиниях. Однако в 1949 году, после окончания летных испытаний «Брабазон-1» был постав¬лен на прикол из-за сложности в эксплуатации его, по существу, восьмидвигательной винтомоторной установки.
     В 1946 году в США был построен другой летающий гигант — бомбардировщик Б-36 фирмы «Конвейр». Он имел шесть поршневых двигателей, по 3500 л. с. каждый, которые вращали толкающие винты большого диаметра. Самолет прошел успешно весь цикл летных испытаний. Размах крыла составлял 76,8 м, а полетный вес 181 т. В начале 50-х годов был построен второй вариант этого самолета, у которого в дополнение к поршневым были установлены еще четыре турбореактивных двигателя с тягой по 2360 кг. На третьем экземпляре этого гиганта была успешно испытана система отцепки в полете небольшого самолета-истребителя. Однако с его подцепкой не всегда получалось хорошо, и от применения бортового истребителя на этом великане пришлось отказаться. Ввиду того, что Б-36 имел скорость не более 696 км/ч, а истребители с турбореактивными двигателями в ту пору уже летали с большими скоростями, то самолет этот с вооружения армии США был снят. Летал также и транспортный вариант «Конвейр-37», рассчитанный на перевозку либо 400 солдат, либо 200 пассажиров, однако на авиалиниях он так и не эксплуатировался.  Его оттеснили транспортные самолеты с турбореактивными двигателями как более рентабельные.
     Самым большим в мире самолетом-бипланом, летавшим за всю историю авиации, был и остался итальянский великан «Капрони КА-90», — тяжелый бомбардировщик, построенный в 1930 году. У него было шесть моторов, по 1000 л. с. каждый, размах крыла составлял 35,5 м, а взлетный вес 45 т. На этом самолете в феврале 1930 года установлен первый большой рекорд грузоподъемности: 10 тонн было поднято на высоту 2000 метров. После середины 30-х годов эра самолетов-бипланов, как известно, кончилась, и никто, конечно, не занимался строительством больших бипланов. Так «Капрони КА-90» и остался самым большим самолетом-бипланом.
Самая большая в мире «летающая лодка», эксплуатировавшаяся на авиалиниях, была цельнометаллическая четырехмоторная лодка «марс», построенная в США в конце 1943 года фирмой «Мартин». У этой лодки четыре двигателя, каждый по 2200 л. с, размах крыла составляет 61 м, взлетный вес 67 т, число пассажиров — 40 или 133 солдата в военно-транспортном варианте. Было построено два экземпляра этого гиганта. Один из них — «Каролина Марс» — в середине 1948 года совершил беспосадочный перелет с сорока двумя пассажирами на борту и с 6,5 т груза из Гонолулу (Гавайские острова) в Чикаго на расстояние 7 640 км. Второй экземпляр лодки «Маршал Марс» в 1949 году поднял в воздух рекордное число пас¬сажиров — 301. Этот самолет, однако, в 1950 году сгорел в воздухе.
     В 1952 году английская фирма «Саундерс-Ро» соорудила еще один самолет-корабль: «811-45 принцесса», предназначенный для трансатлантических рейсов. Это была двухпалубная цельнометаллическая гигантская «летающая лодка» с размахом крыла 67 м. Полетный вес самолета составлял 132 300 кг. На этом самолете впервые для такой большой машины использовались турбовинтовые двигатели. Было установлено десять турбовинтовых двигателей Бристоль «Протей», по 2 800 л. с. каждый. Восемь двигателей были спарены, и каждая пара работала на два соосных винта, а два крайних двигателя вращали каждый по одному винту. Всего было, таким образом, шесть винтомоторных установок. Самолет предназначался для регулярных пассажирских трансатлантических рейсов. Пассажиры, 105 человек, размещались в салонах на двух этажах. «Принцесса» успешно прошла заводские летные испытания, однако на авиалинии не пошла, так как к этому времени вышли на линии достаточно надежные в эксплуатации четырехмоторные сухопутные самолеты, имевшие менее громоздкие фюзеляжи и, соответственно, лучшие скоростные характеристики. Стало ясно, что трансатлантический воздушный корабль должен быть, как это ни парадоксально, не «летающей лодкой», а сухопутным аппаратом.
     С появлением реактивных двигателей заметно возросли возможности создать более грузоподъемные самолеты. Современные турбовинтовые двигатели дают мощность каждый около 15 ООО л. с, а современный турбореактивный двигатель может создать тягу до 19 ООО кг. Наши самолетостроители в 1965 году под руководством генерального конструктора О.К. Антонова спроектировали и построили гигантский транспортный самолет «Антей» с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Этот цельнометаллический гигант на сегодняшний день является самым большим в мире турбовинтовым самолетом. С помощью «Антея» прокладывали газопровод в недоступных местах якутской тайги, ставили нефтяные вышки в лесах Тюменской области, решали многие другие народнохозяйственные проблемы. Размах «Антея» 64,4 м. За ним более 20 мировых рекордов грузоподъемности. В транспортном варианте «Антей» может перевозить 80 т груза со скоростью до 740 км/ч. Одной из интересных особенностей «Антея» является его приспособленность к работе с неподготовленного аэродрома. Для этого у убирающегося в полете шасси «Антея» имеются четырнадцать колес.
     В США построен другой гигант с турбореактивными двигателями, это военно-транспортный самолет «галакси». Его размах составляет 67,9 м при взлетном весе до 340 т.
     Какой же самый малый в мире самолет?
   В 1953 году во Флориде американский конструктор самолетов частного пользования Рэй Ститс построил и испытал самый маленький в мире одноместный самолет «небесное дитя». Это свободнонесущий биплан с размахом крыла всего 2,43 м и длиной 3,31 м. С двигателем 65 л. с. само¬лет развивал скорость до 320 км/ч.   Однако этот мпкролет, созданный, конечно, с рекламной целью, летает эпизодически и в широкой эксплуатации не был. В частности, он не фигурировал ни разу на всеамериканских слетах любителей строительства самолетов своими руками, которые проводятся в США ежегодно. Вторым по размерам микросамолетом является также американский одноместный самолетик — биплан «Чупароза» («колибри» по-испански), построенный и эксплуатируемый Райем Хэги, живу-щим в США на границе с Мексикой. Эта мексиканская колибри обошлась Хэги всего в 600 долларов, а налетал он на ней уже не одну сотню часов. Размах крыла «чупаро-зы» 3,9 м, полетный вес — 350 кг, двигатель на нем установлен 65 л. с. У нас в стране тоже был построен совсем маленький одноместный самолет «Москит». Было это в 1936 году в Новочеркасске. Строился он силами студентов Новочеркасского индустриального института под руководством преподавателей. Самолет «Москит» — свободнонесущий биплан без горизонтального оперения. Крылья у него смещенные одно относительно другого, при этом верхнее расположено впереди. Размах переднего крыла составлял 6 м, двигатель был воздушного охлаждения, 20 л. с. Вместо руля высоты продольное управление обеспечивалось изменением угла установки переднего крыла. Вместо элеронов служил мощный руль направления. Несмотря на такое необычное управление, самолет имел отличные пилотажные качества и хорошо прошел весь цикл летных испытаний. Так летают самолеты-карлики...


Читать еще

Категория: Удивительные самолеты | Просмотров: 1255 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031