ВИНТОКРЫЛЫЕ АППАРАТЫ - 26 Января 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Январь » 26 » ВИНТОКРЫЛЫЕ АППАРАТЫ
14:18
ВИНТОКРЫЛЫЕ АППАРАТЫ
     «Рекордами подъема на геликоптере являются высоты не более метра. В области применения новых принципов летания больше всего надежд вызывает автожир Сиервы, пролетевший по прямой около двух десятков километров и поднимавшийся на сравнительно большую высоту» — так отозвались о винтокрылых аппаратах авторы совет¬ского «Воздушного справочника» (1926 год). Мог ли кто-нибудь предположить в те времена, что вертолет с его более чем скромными успехами обставит спустя четверть века своего, казалось бы, более удачливого соперника — автожир. Поразительные возможности машин испанского инженера Хуана де ля Сиервы поблекли, когда появились действительно летающие вертолеты, способные к тому же висеть на одном месте. Как бы завороженные этим бесценным свойством, специалисты поспешили объявить вертолет универсальным летательным аппаратом, которо¬му по плечу любая работа.
     Только теперь, когда первые эмоции уступили место трезвому расчету, выясняется истинное назначение и наиболее подходящая область применения каждой машины.
     Бессмысленно спорить о том, что лучше — самолет или вертолет, если речь идет о доставке некоторых грузов и пассажиров в области, недоступные самолету по условиям взлета и посадки. Но следует взвесить все плюсы и минусы, когда и тот и другой одинаково пригодны. Непростительным расточительством может стать в одних случаях постройка взлетно-посадочных площадок, а в других — дорогостоящее применение винтокрылой машины.
     Боевые действия, как правило, проводятся там, где нет хорошо подготовленных площадок для приема тяжелых транспортных самолетов. Вертолет уже давно доказал свои замечательные качества военно-транспортной машины. С каждым новым образцом повышается полетный вес винтокрылых аппаратов, скорость, экономичность. Первенство в этом состязании авиаконструкторов принадлежит нашим специалистам.
     25 мая 1971 года на парижском аэродроме Ле-Бурже открылся традиционный салон авиационной и космической техники. Как и прежде, наша страна выставила несколько образцов пассажирских и транспортных самолетов, космических аппаратов, многоцелевых вертолетов. Большая часть этих машин уже была известна посетителям салона. Сюрпризом для них стал гигантский вертолет В-12. По размерам и мощности он может составить конкуренцию крупнейшим самолетам-тяжеловесам.
     ...В грузовые кабины «Антея», «Руслана», «Мрии», заокеанских «Боинга-747» и С-5А въезжают целые колонны грузовиков и экскаваторов, укладывают десятки тонн крупногабаритных грузов. Вертолетчики, даже если в их распоряжении был на то время крупнейший в мире Ми-6, удовлетворялись 8—10 тоннами полезной нагрузки. Не так уж и мало, но и немного, если учесть вес и размеры какой-нибудь буровой вышки или фермы высоковольтной передачи. Ведь аэродромы для самолетов, которые смогли бы перенести в Тюмень нефтяные вышки, автомобили, бульдозеры и другую технику, не построишь лопатами. К тому же строительные машины нужно доставить на место в целости, не заставляя их изнашиваться на бездорожье.  Быстрота тоже не из последних условий, но о ка¬кой скорости может идти речь, если путь к цели прорубают сквозь таежные дебри...
     Словом, все, с чем связаны проблемы мобильных перевозок объемных грузов, требовало создания вертолета-гиганта. И он появился — В-12, представитель семейства тяжелых вертолетов начала 70-х годов.
     Его размеры поражали. Киль возвышался на 12 метров. Чуть ниже — крыло с мотогондолами и несущими винтами на концах. На консолях — тросы, чтобы механики, пробираясь к двигателям, пристегивались с помощью карабинов — как монтажники-высотники. Огромная грузовая кабина под стать «чреву» «Антея». В хвостовой части машины погрузочный люк. Самодвижущаяся техника погружается своим ходом, иная поклажа — краном, который перемещается по рельсам в «потолке» кабины. Непривычно выглядит пилотский отсек. Он двухэтажный. Внизу рабочие места «левого» и «правого» пилотов — командира и его напарника. Здесь же разместился бортинженер. Наверху — туда ведет прямо-таки корабельная лесенка — обитель штурмана и радиста. Простор — вот что удивляет человека, видевшего довольно тесные кабины других самолетов и вертолетов. Отличный обзор — он особенно важен, когда летчику при посадке надо смотреть под себя, вниз — машина ведь приземляется вертикально. Для этого слева от командира и справа от второго пилота — блистеры, выпуклые стекла: к ним и «прилипает» летчик, сажающий вертолет.
     Стоит нажать на кнопку — и гидроцилиндры распахивают створки мотогондол. Вся силовая установка как на ладони. Не всегда устранить неисправность можно на оборудованном аэродроме — порой приходится раскапотировать машину прямо там, где она приземлилась. Конструкторы В-12 уделили много внимания удобству эксплуатации нового вертолета.
Нельзя сказать, что, начав проектирование В-12, конструкторы коллектива КБ во главе с М.Л. Милем нашли новую схему машины: двухвинтовая, с поперечным рас¬положением несущих систем. У нее были предшественники: довоенный вертолет профессора Фокке, Г\У-61, «Омега» И.П. Братухина, Ка-22 Главного конструктора Н.И. Камова.
     Итак, двухвинтовой вертолет. Две несущие системы, состоящие из хорошо отработанных лопастей втулки, автомата перекоса. Два редуктора, отлично послуживших на Ми-б. Остается последний развилок на пути к окончательной принципиальной схеме. Вдоль или поперек? Где расположить винты: в носовой части и на хвосте или на концах крыла? Обе компоновки сулят выигрыш в одних параметрах и потерю в других. Продольная схема компактна. Если лопасти сделать складывающимися, вертолет очень транспортабелен. На аэродроме машина занимает мало места, она вытянута в одном «измерении».
     При взлете и на режиме висения в зоне воздушных струй от винтов только фюзеляж. В полном соответствии с законом механики «действие равно противодействию» на обдувку корпуса совершенно бесполезно тратится мощность.  Соответственно уменьшается тяга винтов и вес полезной нагрузки. Когда вертолет разгоняется, обнаруживается самый главный дефект продольной схемы: мощная, сильно закрученная струя от переднего винта обдувает задний. В результате тот потребляет в 1,5 раза больше мощности и быстрее выходит из строя. В поперечной схеме обе несущие системы в равных условиях. Аэродинамически машина симметрична. Правда, появляются дополнительные затраты мощности на обдувку крыла. На В-12 их удалось существенно уменьшить. Генеральный конструктор предложил крыло необычной схемы — оно расширялось от фюзеляжа к концам. Воздушный поток, более мощный в районе корпуса, чем вблизи втулки, встречает на своем пути сравнительно неширокую поверхность.
     Полеты подтвердили правильность теоретических посылок. Машина поднимала 40 тонн груза на высоту более двух тысяч метров. Четыре двигателя, мощностью по 6 500 л. с. каждый, разгоняли вертолет до 280 км/ч.
     Так в Ле-Бурже состоялся прорыв наших конструкторов в гранды мирового вертолетостроения...


Читать еще

Категория: Вертится и летает | Просмотров: 1206 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031