ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДИРИЖАБЛИ - 1 Февраля 2010 - Русская авиация

Русская авиация

Вокруг Авиации

Категории раздела

Крылья родины [5]
Мечты о крыльях [6]
Эра Авиации [4]
Экзаменует война [3]
Крылья советской республики [3]
Великая отечественная [16]
Впервые в русской авиации [11]
Сердце самолета [7]
Лестница рекордов [1]
Оружие самолетов [13]
Профессия военный самолет [22]
Удивительные самолеты [5]
Дальняя Авиация [8]
Вертится и летает [7]
Что значит быть летчиком [6]

Статистика

Главная » 2010 » Февраль » 1 » ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДИРИЖАБЛИ
17:57
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДИРИЖАБЛИ
     Обычный шар, наполненный легким газом, теплым воздухом, — прототип дирижабля. Золотой век дирижаблей совпал с началом XX века. Это были воздушные корабли ажурной и сложной конструкции с капитанами, штурвальными, многочисленной швартовной командой. В Германии с 1900 по 1928 год было построено графом Цеппелином на своей верфи 130 дирижаблей объемом до 190 тыс. м3, при длине 248 м, диаметре 41 м, скорости полета 80 —100 км/ч.
По способу поддержания наружной формы корпуса (резервуара газа) дирижабли классифицируются на мягкие, полужесткие, жесткие.
     В России строительство дирижаблей началось с 1907 года. Небольших объемов более прогрессивных мягких типов: «Корвет» — 6 тыс. м3, «Учебный», «Голубь», «Ястреб», «Сокол» и «Микст» (1911 г.), затем «Альбатрос» (объемом 9600 м3), а к началу Первой мировой войны в производстве находились два самых больших в мире дирижабля мягкого типа «Гигант» (20 000 м3) и «Воздушный крейсер» (32 000 м3) соответственно на Балтийском и Ижорском заводах.
     Несмотря на уязвимость дирижаблей, они показали себя достаточно эффективным оружием, особенно в борьбе с подводными лодками и минами.
     В 1924 году к строительству жестких дирижаблей приступили США и создали дирижабли-авианосцы объемом 184 тыс. м3 «Акрон» (1931 г.) и «Мекон» (1933 г.), имеющие длину 239 м, диаметр 40,5 м, радиус действия 17 000 км, скорость 130 км/ч, полезную грузоподъемность 80 т; на борту их размещались 16 спаренных пулеметов, 5—7 истребителей или легких самолетов-разведчиков, которые могли в полете стартовать с дирижаблей и приниматься на борт.
     А германский лайнер
LZ-129, этот воздушный «Титаник», имел объем оболочки 190 тыс. м3, длину 248 м, диаметр 41 м. Построенный в 1936 году, он использовался на межконтинентальных линиях Европа — Америка и был оборудован ресторанами, барами, танцевальными и смотровыми площадками, бассейном. Номера имели мраморные ванные. Дирижаблестроение переживало гигантоманию, в спешке принимались научно не обоснованные решения. И как результат последовала серия («Акрон», «Мекон», LZ-129 и т.д.) катастроф с человеческими жертвами, что привело к прекращению дальнейшего строительства не только дирижаблей-гигантов, но и дирижаблей средних размеров.  Началась эра самолетов. С первого взгляда покажется, что идея дирижаблестроения себя окончательно изжила, умерла. Нет, она видоизменилась, приняла форму научных поисков и изысканий.  Дирижабль К.Э. Циолковского представляет собой гофрированную цельнометаллическую оболочку с изменяющимся в полете объемом и формой. Это был качественно новый подход к решению проблемы долговечности, надежности, экономичности. Но удивительно и другое — сама идея использования дирижабля в атмосфере других планет!
     Если до сороковых годов прошлого века почти все страны Европы (Англия, Италия, Германия) отказались от дирижаблей, то США продолжали строить дирижабли мягкого типа, оснащая их современными радиолокационными станциями, автоматическими системами управления, средствами борьбы с подводными лодками. За годы Второй мировой войны 178 американских дирижаблей совершили около 560 тысяч боевых вылетов. Тем не менее из-за трудностей в эксплуатации к 60-м годам XX столетия дирижабли становятся сооружением архаичным, редким.
     Появление качественно новых материалов внесло свежую струю в идею дирижаблестроения. Поиски новых форм переносятся с верфей и стапелей в малочисленные по своему составу научно-исследовательские центры.
Создаются проекты дирижаблей сверхгигантских объемов, грузоподъемностью до 1000 т, на атомных двигателях. Соблазн слишком велик: вес 500 г ядерного горючего может обеспечить преодоление дирижаблем расстояния в 500 тыс. км. Но вес ядерного реактора и защита пока опрокидывают все оптимистические прогнозы.
     Идея же использования даровой силы, созданной самой природой, не дает исследователям покоя. В США, ФРГ, Франции, Англии ведутся поиски создания аппаратов, совмещающих достоинства вертолетов, самолетов, дирижаблей. В 1980 году первый робкий шаг сделала Англия, создав несколько дирижаблей мягкого типа объемом 5—6 тыс. M3(SKS-500, SKS-600). Остальные выжидают. Хотя постоянно немалый интерес проявляют к дирижаблям самодеятельные конструкторы.
     Будет ли второй золотой век дирижабля — покажет будущее. Человеческое познание на каждом новом этапе своего развития как бы снова возвращается к одним и тем же вопросам, по меткому выражению Гейне, «проклятым», вооружившись новыми знаниями и новыми понятиями, став на более совершенную ступень развития.
     Эффективность дирижабля, скажем, в борьбе с подводными лодками обусловливается их возможностью очень долго — до 10 суток — находиться в воздухе, способностью держаться в воздухе над заданным местом и летать со скоростью до 150 км/ч.
Категория: Мечты о крыльях | Просмотров: 1914 | Добавил: Gebieter | Рейтинг: 0.0/0

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728